Одни американские автомобильные гиганты ставят на поток выпуск «обновленных версий» классических дорожных лайнеров и маслкаров, ничем особо не отличающихся от современных полугоночных японцев или болидов NASCAR, а вот на оригиналы совсем не похожих. Другие, возродившись после долгих лет молчания, начинают делать довольно сомнительные гигантские джипы.
Тем временем небольшие концепт-бюро обращаются к классическим формам и предлагают штучные модели для тех, кто считает, что развитие автомобильного дизайна пошло не в том направлении. Таких немало. Чтобы это осознать, достаточно взглянуть на то, каким спросом пользуются, с одной стороны, старые представительские автомобили, с другой - их ровесники, скоростные по тем временам, но вполне скромные с точки зрения мощностей и разгона по нынешним меркам.
Мы выбрали шесть концептов, появившихся за последние несколько лет, которые, быть может, смогут создать новую тенденцию в дизайне автомобилей и вернуть классические формы на рынок.
Ford Mustang Thunderbird и Growler E 2011
Первыми, кто показал, что новое время требует новых подходов и просто чистенького и хорошо сохранившегося старого больше недостаточно, стал не называющий себя частный заказчик, обратившийся в шведскую студию технической иллюстрации Vizualtech в 2012 году. Команде, уже давно занимающейся визуализацией предметов мужских страстей - яхт, самолетов и предметов интерьера, - была заказана разработка концепции кастомизации Ford Mustang 1999 года в классический Thunderbird. Обновленный «мустанг» был одной из тех новых версий, которые часто критикуются поклонниками старой школы автомобильного дизайна как «испорченные наследники старых династий» и «эти нелепые машины, ничем не отличимые от современных, но почему-то носящие громкие имена из прошлого». Концепт-кар, технической основой которого становятся шасси, ходовая часть и другие компоненты «мустанга», внешне должен полностью воссоздать классическую модель 1955 года.
Кроме этого проекта дизайнеры реализовали также ретрофутуризацию и объединение в один новый автомобиль Corvette C6 и Chevrolet Camaro, а также разработали к 50-летию Jaguar E-Type концепцию его потенциального наследника Growler E 2011.
Jaguar B99 и Stratos Hrabalek
Именно отказ Jaguar от ретроформ, произошедший в 2011 году, освободил нишу для кастом-бутиков. Еще до Vizualtech на этом поле сыграли итальянцы Bertone, представившие на Женевском автосалоне 2011-го свое прочтение возможного дизайна седана для Jaguar, названного ими B99 и выполненного в эстетике 1970-х годов.
К тем же 70-м обратились и создатели Stratos Hrabalek - авcтрийский автодизайнер Крис Храбалек и немец Микаэль Строшек, владелец семейной компании по производству автозапчастей Brose Fahrzeugteile, - сошедшиеся на почве любви к классической раллийной Lancia Stratos HF, новый образ которой они и создали на базе компонентов Ferrari 430 Scuderia. В отличие от предыдущих представленных образцов Stratos Hrabalek выглядит более современно, но в то же время вполне достойно своих корней.
Bugatti Beetle и Rolls Royce Aerodynamic Coupe II
Концепт, соединивший в себе мощь суперкара Bugatti Veyron 1945-го с мягкими линиями Volkswagen Beetle того же года, был разработан польскими дизайнерами RC82 Workchop и получил название Bugatti Beetle.
Продолжением тенденции к возвращению в автопромышленность эстетики, которую писатель Уильям Гибсон в своем рассказе «Континуум Гернсбека» охарактеризовал как «стиль бензозаправочно-лучевого пистолета», стал Aerodynamic Coupe II - проект возрождения Rolls Royce 1935 года от двадцатисемилетнего голландского дизайнера Угура Сахина.
Классическим линиям оригинала добавлено динамики, ранее выступавшие элементы утоплены в корпус, а решетка радиатора стала более хищной.
Если этот тренд сохранится и получит развитие, например, будучи взят на вооружение кем-нибудь из гигантов промышленности, у нас есть все шансы действительно оказаться в том будущем, которое представляли кинематографисты, иллюстраторы и авторы комиксов середины XX века.