Верховная Рада предварительно одобрила существенное снижение акциза на б/у автомобили, поскольку, как считают депутаты, оплачивает его кране мало, предпочитая серые схемы. В качестве основы, депутаты ВР приняли законопроект о временном снижении ставок акцизного сбора на легковые автомобили. Проект №3251 поддержали 226 народных депутатов.
Законопроектом предлагается временно, до 31 декабря 2017 года, снизить ставки акцизного сбора на б/у легковые автомобили от 2 до 28 раз, в частности, с целью минимизации использования схем "временного ввоза" для уклонения от уплаты налогов.
В пояснительной записке к законопроекту, авторами которого являются около 100 народных депутатов, отмечалось, что на фоне девальвации национальной валюты и падение покупательной способности населения значительно снизились продажи автотранспортных средств, что приводит к сокращению рабочих мест как в производстве, так и в продажах авто и снижение поступлений в бюджет.
"Потребители не могут покупать новые импортные авто из-за их высокой стоимости в гривне, а старые импортные - за высоких ставок акцизного сбора, что делает их цену неконкурентоспособной", - говорится в пояснительной записке.
В этих условиях граждане, особенно в приграничных областях, покупают авто в Европе и используют их в Украине без уплаты налогов. В частности, широко распространены схемы временного ввоза нерезидентами и использования авто в таможенном режиме транзита. Наибольшее снижение ставки акцизного сбора предусмотрено на автомобили с объемом цилиндра двигателя 1-1,5 л - почти 28 раз.
По мнению экспертов, Верховна Рада дала зеленый свет российскому автоимпорту в Украину. Такое мнение складывается исходя из того, что Законопроект о снижении акцизного налога, принятый за основу, выгоден прежде всего для перегонщиков подержанных автомобилей из Российской Федерации и оккупированного Крыма.
Итак, на наданный момент, ставки акциза в 3 и более раз выше на подержанные автомобили, чем на новые (см. Калькулятор растаможки).
Тот документ, который был принят вчера, 12 апреля - основа законопроекта номер 3252 «О внесении изменений в подраздел 5 раздела ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины касательно стимулирования рынка подержанных транспортных средств». Таким образом, нардепы хотели сделать выгодным ввоз подержанных автомобилей в нашу страну, а также легализировать те машины, которые сегодня находятся в Украине по временному ввозу.
Но, по мнению экспертов, в то же время в нынешней ситуации нардепы, возможно сами того не ведая, теоретически сделали мощную экономическую поддержку России – стране-агрессору. Ведь из-за падения курса рубля цены на подержанные автомобили в России стали ниже, чем в Европе.
И перегонщики подержанных автомобилей переключились на ввоз легковушек именно из страны-агрессора и оккупированного Крыма. В частности, все авторынки южных областей Украины сейчас забиты крымскими автомобилями.
Таким образом, если данный законопроект пройдет второе чтение и будет подписан Президентом, в Россию может хлынуть поток валюты из Украины – на покупку подержанных автомобилей. Это может еще больше ослабить украинскую гривну, зато даст опору российскому рублю. Хотелось бы верить, что это не так и что этого не произойдет.
Что касается главной цели нардепов, которую они декларировали при голосовании за данный законопроект – снижение цен на подержанные автомобили в Украине – то они ее так и не добьются. Ведь в Украине сегодня действует экологический стандарт Евро 5, который запрещает ввоз автомобилей старше 6 лет. А такие автомобили не могут стоить дешево – ни в Европе, ни даже в России. Единственно, чего могут добиться депутаты принятием данного законопроекта в целом – снижения объемов рынка новых автомобилей и увольнения людей в салонах новых легковушек.