Только для своих
Стоит начать с того, что Украина еще 11 лет назад, в 2004 году, присоединилась к так называемой Стамбульской конвенции. Именно она дает право управлять нерастаможенным автомобилем, который куплен в Европе. Все просто? Не совсем: автомобиль должен быть ввезен на территорию нашей страны лицом, которое официально представляет интересы иностранной фирмы. Иными словами, зарубежная компания нанимает на работу украинца, передает ему в пользование служебное авто, и только тогда он имеет полное право передвигаться на нем по Украине. Понятно, что самостоятельно подобную схему провернуть достаточно непросто, поэтому в приграничных областях Украины существуют специальные фирмы, которые имеют европейскую регистрацию. Они под заказ приобретают автомобиль в Европе нужной марки и модели, нанимают украинца к себе на работу и передают ему авто в управление.
Три года свободы
Еще один важный момент – срок пребывания такого автомобиля в Украине. «Время ввоза устанавливается лицом, интересы которого представляет водитель, но не может превышать трех лет. При этом пользоваться автомобилем может только водитель, который его ввез», - объясняет Богдан Глядик, юрист компании «Богдан Глядик и партнеры». При этом если автомобиль ввозится в Украину более чем на два месяца, его необходимо поставить на временный учет в МВД, и получить украинские номера. Если этого не сделать – у дорожной полиции и оставшихся инспекторов ГАИ будут все аргументы, чтобы остановить водителя и оштрафовать его.
Просто, но мало
Дабы не заморачиваться с иностранной регистрацией и «фиктивным» трудоустройством, многие водители покупают у жителей Польши, Чехии и других стран авто по расписке (или доверенности), и пригоняют их в Украину в режиме «транзит». Это значительно облегчает процесс «покупки», так как владельцу в Европе нужно только передать ключи и техпаспорт, и украинец может ездить на этом авто и пересекать на нем границу. Все бы хорошо, но в этом случае нужно каждые 10 дней отмечаться на транзитных пунктах пропуска. Иначе, нарушившего правила временного ввоза авто водителя оштрафуют. «Если же въезд и выезд будет осуществляться тем же путем, разрешенный срок пребывания авто в Украине сокращается в два раза, до пяти суток», - предупреждает Богдан Глядик.
Чего опасаться?
Конечно, автомобиль с иностранными номерами может привлечь внимание дорожных инспекторов. Поэтому, риск, что водителя остановят для проверки, есть. Если документы в порядке – волноваться нечего. Если же есть нарушения – от санкций не отвертеться. Так, за нерегистрацию авто в случае его пребывания более 2-х месяцев в Украине (даже без растаможки), штраф составит от 170 до 310 гривен, вплоть до конфискации транспортного средства. В случае, когда авто ввозит частное лицо для себя, нарушение сроков транзита влечет за собой штраф в размере 8500 гривен.
На один разок
Еще один недостаток приобретения нерастаможенного автомобиля – запрет на его передачу в управление другому лицу. Также такие авто нельзя переоборудовать и использовать для бизнес-деятельности. Но главный «минус» - это невозможность продать машину, пригнанную из-за рубежа. Поэтому, ее придется вернуть в страну регистрации, либо растаможить в Украине, чтобы осуществить сделку по продаже.