На сегодняшний день украинский рынок ремонта автомобильных дорог характеризуется отсутствием конкуренции, контроля качества ремонта, необоснованностью распределения средств и затягиванием выполнения работ. Об этом рассказала директор национального секретариата инициативы CoST в Украине Наталия Форсюк.
CoST Ukraine выделяет шесть основных факторов, которые оказывают негативное влияние на качество ремонта дорог в стране. Главной причиной неудовлетворительного ремонта автодорог названо отсутствие конкуренции в отрасли. Так, по данным исследования, в Запорожской, Житомирской и Тернопольской областях победителем во всех тендерах оказалась одна компания. В других регионах доля побед одного участника составила от 70 до 80%. В соответствии с подписанными контрактами, пяти крупнейшим подрядчикам досталось 1,73 млрд грн или 51% от суммы всех контрактов.
Кроме того в тендерных процедурах принимает участие незначительное количество желающих. В 38% тендерных отборов участвовали всего 2 претендента, в 30% тендеров – 3 претендента, в 21% тендеров – 4 претендента.
Следующий фактор некачественного ремонта дорог Наталия назвала отсутствие подтверждения о запасе прочности ремонтируемых участков, что приводит к неэффективному использованию бюджетных средств. Третья причина – необоснованное распределение средств на ремонт дорог среди регионов. По оценке CoST, в уходящем году 5 областей получили 4,87 млрд грн или 47% выделенных средств. В Топ-5 областей по финансированию вошли Львовская область – 16%, Ивано-Франковская – 7%, Одесская – 13%, Днепропетровская – 6%, Полтавская – 5%.
В числе других факторов, оказавших негативное влияние на качество ремонта дорог, названо отсутствие должного контроля качества, несоответствие ремонтных работ требованиям ровности и прочности, а также задержки с выполнением работ.