Завод в Кременчуге не всегда был автомобильным. Его строительство начали сразу после войны. И сначала никакого отношения к машиностроению он не имел. Предприятие выпускало стальные пролеты для мостов, и называлось "Кременчугский завод мостовых металлоконструкций".
В 1956 году завод решили перепрофилировать под выпуск сельскохозяйственной техники. В Кременчуге начали выпускать кукурузные комбайны Ку-2А (на фото выше).
Технику для сельского хозяйства завод выпускал всего два года. В 1958 году в Украине перенесли производство грузовиков с Ярославского автомобильного завода.
2. Крупнейший производитель грузовиков в Европе
1986 году КрАЗ выпустил рекордное за всю свою историю количество грузовиков - 30655 шт. Это примерно в 20 раз больше, чем предприятие собрало в 2014-м.
Кременчугский автозавод стал крупнейшим производителем грузовых автомобилей в Европе, опередив такие именитые бренды, как Mercedes, MAN, Scania и Volvo.
Статус крупнейшего в Европе КрАЗ хранил и впервые годы независимости Украины, вплоть до 1995 года.
3. КрАЗ с двигателем от Т-64
Так, была когда-то и такой грузовик. Причем, что самое интересное, собрали его в советское время, а уже в независимой Украине.
В 1991 году сотрудники завода решили, что надо популяризировать КрАЗ в Европе. А для этого надо принять участие в "Формуле-1" для грузовиков - Truck Grand Prix, соревнования которое до сих пор проходит в Германии на Нюрбургринге.
Всего за семь месяцев КрАЗ подготовил прототип гоночного грузовика. Машину разрабатывали совместно с другим легендарным украинским предприятием - Харьковский завод им. Малышева, который специализируется на выпуске танков и бронетранспортеров.
Чтобы добавить грузовику мощности, на него поставили турбированный дизельный мотор от Т-64, который выдает 700 лошадиных сил.
Конструкцию самой грузовика тоже существенно усовершенствовали. Модель, вышла, - КрАЗ-5640 - стала мощнее, короче и значительно легче.
В 1992 году болид КрАЗ выехал на трек в Нюрбурге. Но, к сожалению, в заездах у гоночного КрАЗа сломалась уникальная деталь, которую изготавливали специально для прототипа. Поэтому "Украинцу" пришлось сойти с дистанции.
4. Совместное имя с БелАЗа
Мы уже сказали, что КрАЗ решил участвовать в гонке в Германии, чтобы сделать себе имя на Западе. Но для чего это заводу, который поставляет грузовики на экспорт с 1960-х и носит статус крупнейшего производителя в Европе? На тот момент его должны были отлично знать во всем мире.
Но о КрАЗе в Европе действительно никто не слышал. Все дело в том, что грузовые автомобили Кременчугского автозавода экспортировались не под маркой КрАЗ, а под брендом БелАЗ, что видно на фото выше.
Почему советское руководство решило сделать именно так, достоверно неизвестно. Некоторые утверждают, что на тот момент БелАЗ был известным в Европе брендом, а о КрАЗ никто ничего не знал.
Еще одна версия - КрАЗ для европейцев слово, которое трудно произносить.
5. Подготовка КрАЗа к ралли
Еще один амбициозный проект КрАЗа - модель для ралли "Самум" (на картинке). Впервые завод представил ее в 2007 году. Машину назвали по аналогии с сухим ветром в Северной Африке. Имя машине выбрали неслучайно. КрАЗ "Самум" должен был принять участие в ралли "Дакар".
Но принять участие в Дакаре не получилось. Гонку в 2008 году отменили. Официальная причина отмены звучала так: "Угроза безопасности участников со стороны террористических группировок, связанных с" Аль-Каидой ", в Северной Африке".
А в 2009 году разразился кризис. И КрАЗа уже было не до Дакара.