Удар по немцам
Еще одним неожиданным последствием избрания Дональда Трампа на пост президента США может стать удар по немецким автопроизводителям. За последние годы компании Audi, BMW, Volkswagen и Mercedes-Benz расширили свое производство в Мексике. В случае, если Дональд Трамп отменит соглашение о свободной торговле с южным соседом, инвестиции не оправдают себя. Да, у всех названых компаний есть заводы в США, но что с того? Деньги, вложенные в мексиканские площадки, им ведь никто не вернет.
Удар по "немцам" может прийти с еще одного фланга. Знаете ли вы, что каждый седьмой автомобиль, выпущенный в Германии, идет на экспорт в США? Если Дональд Трамп сделает ставку на протекционизм, поставки могут пострадать. А ведь немцам и так придется столкнуться с выходом из Евросоюза Великобритании, в которой также продается немало машин из Германии.
Бой глобальной торговле
К экономической глобализации, похоже, уже давно привыкли все. И автоиндустрия – не исключение. Никого не удивляет, что, скажем, Toyota Corolla собирается в Турции. Причем глобализация касается не только самих сборочных площадок, но и поставок через границы различных автокомпонентов, чем грешит даже АвтоВАЗ.
В случае, если Дональд Трамп действительно сделает ставку на протекционизм, правила игры поменяются для всех. Кто может гарантировать, что вслед за США аналогичные меры не введут другие страны? Причем у всех перед глазами даже есть еще один пример — Китай, где продавать автомобили могут только те компании, которые организовали на его территории совместное предприятие.
Другие страны могут задуматься: если таким протекционизмом можно заниматься США и Китаю, то почему нельзя им? А раз так, то автоконцернам может стать выгоднее не производить машины в разных точках мира, а собирать именно в той стране, где они будут продаваться. Причем чем больше будет потенциальный рынок, тем скорее там появится новый автозавод.
Не так страшен Трамп…
..как его малюют. Если вы уже начали рисовать постапокалиптические картины будущего, спешим успокоить — от победы Дональда Трампа автомобильная индустрия может пострадать, но катастрофы не случится. Да, некоторым автопроизводителям придется искать новые схемы работы, но это — не конец света.
К тому же в определенном смысле действия Трампа могут дать новый импульс развития автоиндустрии, по крайней мере – в США. Такие компании как General Motors или Fiat-Chrysler за последние годы чувствовали себя не лучшим образом, но в случае, если меры по защите американского рынка будут приняты, все может поменяться.
Есть и еще один фактор. Возможные меры по поддержке протекционизма приведут к тому, что автомобили в США могут вырасти в цене — по оценкам экономистов примерно на $5000. Для потребителей это, конечно же, минус. А вот для автопроизводителей – плюс, ведь они станут зарабатывать на каждой проданной машине гораздо больше, чем сейчас.