Между тем, многие даже не могут себе представить всего многообразия факторов, влияющих на расход горючего.
Все знают, что вопрос «Сколько жрет?» прочно занимает одно из высших мест в рейтинге самых частых и одновременно раздражающих среди автомобилистов. И не меньше известен тот факт, что в таблице официальных технических характеристик современных машин указаны недостижимые в реальной жизни цифры расхода топлива. Хотите их достичь? Тогда приготовьтесь ехать с динамикой скрипучей деревенской телеги и задействовать весь предусмотренный производителем арсенал для борьбы с излишним топливным аппетитом. А вот реальные литры расхода горючего – предмет жарких споров на различных интернет-форумах. Почему же одинаковые модели, не отличающиеся по силовому агрегату, могут являть своим владельцам столь разные показатели на экране маршрутного компьютера?
Первая и главная причина – манера вождения. На одном и том же маршруте, в одно и то же время два водителя могут показать разные результаты. Более того, они могут вовсе проехать дистанцию за одинаковое количество минут, а остаток бензина в баке будет отличаться. Все просто. Первый срывался с каждого светофора в режиме «газ в пол» и интенсивно тормозил. Второй же двигался плавно и размеренно, максимально используя торможение двигателем. Не будем упрекать одну категорию водителей в лихачестве, а другую в «тормознутости», ведь каждый едет в меру своих желаний и умений. Зависимость простая: активнее едем – больше тратим. На малолитражках разница в расходе, скорее всего, будет небольшой. Моторчик неспособен много выпить в принципе, да и машина в целом, как ее не проси, на подвиги не ориентирована. А вот для многолитровых двигателей одним только стилем вождения можно изменить аппетит в полтора, а то и два раза.
Серьезный вклад вносят дорожные условия. Смешно сравнивать расход топлива и задумываться над разницей, если один владелец ездит по Сочи, а второй – по Сургуту. Снежная каша на дороге увеличивает сопротивление качению, а лед приводит к пробуксовке. Добавим сюда обычно увеличивающиеся зимой пробки и непременные прогревы. Хоть несколько минут, но на месте после запуска двигателя стоят даже те, кто не относит себя к фанатам долгого прогрева: пока снег сметешь, пока стекла оттают...
Сюда же стоит отнести режим движения. Вряд ли спорщики скрупулезно высчитывают, сколько они ежедневно стоят в пробках и едут по свободной дороге, равно как и свою среднюю скорость на этих отрезках. А дальше получается, как в анекдоте про пессимиста и оптимиста: у одного дорога наполовину свободная, у другого – наполовину забитая. Даже на скромном седане В-класса затор может увеличить средний расход по сравнению с равномерным движением по свободной трассе вдвое!
Указанные выше три фактора – основные, чаще всего влияющие на расход топлива и делающие это в большей степени. Однако ими перечень не ограничивается.
Очевидно, что на аппетит влияет масса, которую приходится перемещать мотору. Говорите, машины одинаковые? Вот только кто-то постоянно ездит не один, а в багажнике уже полгода лежит забытый старый аккумулятор и еще куча скарба. Они запросто могут накинуть к цифрам на маршрутном компьютере десятую-другую литра.
Еще более весомый вклад внесет багажник на крыше. Не думайте, что аэродинамическая форма современных боксов спасет от лишних затрат на топливо. На трассе эффект от дополнительного сопротивления воздуха будет особенно сильным. Да и в городе эта ноша не добавит экономичности, так что не ленитесь снимать конструкцию сразу после того, как она перестала быть нужна. Думаете, мелочи? Вспомните физику: сила сопротивления воздуха пропорциональна квадрату скорости.