При упоминании многих автопроизводителей в голове сразу же вспыхивает фирменный цвет бренда. Например, темно-зеленый у британских спорткаров, Mercedes-Benz ассоциируется с серебристым, а итальянские машины – это, разумеется, красные Ferrari и желтые Lamborghini.
На самом деле, за границей узнаваемость автомобиля по цвету – это одна из важнейших составляющих маркетинга. Первым на тему цвета заговорил еще Генри Форд: «Покупатель может выбрать любой цвет при условии, что этот цвет – черный». На самом деле, никакой моды тогда еще не было, а была банальная экономия на краске. Model T делали максимально дешевым автомобилем, и производитель не упускал ни единой возможности сэкономить. Кстати, с тех пор черный так и остается одним из наиболее популярных оттенков в мире. Это классический цвет представительских автомобилей, от номенклатурной «Волги» до «Мерседеса» и «Роллс-Ройса».
Традиция присвоения какой-либо марке фирменного цвета пришла из автоспорта. На рубеже XIX–XX веков Международная ассоциация признанных автомобильных клубов (Association Internationale des Automobile Clubs Reconnus, AIACR), закрепила за каждой из команд (читай: стран) определенный цвет. Соблюдение этого правила носило рекомендательный характер, но, тем не менее, быстро стало общепринятым. Именно тогда Германия получила белый командный цвет, США – красный, Италия – желтый, Франция – синий. Великобритания с вхождением в ассоциацию припозднилась, и ей достался зеленый колер.
В 1902 году в своей первой гонке спортсмен из Великобритании стал победителем. Согласно действовавшим тогда правилам, следующее соревнование должна принимать страна-победитель. Но в то время в Британии были запрещены любые гонки, так что заезды перенесли в Ирландию, у которой национальный цвет, по совпадению, тоже оказался зеленым. Так в мировой автомобильной палитре появился отдельный оттенок – «Британский гоночный зеленый», British Racing Green. И сегодня любой производитель с английскими корнями и спортивной историей просто обязан иметь в своей линейке спорткар именно в этом цвете.
Немцы тоже отнеслись к «доверенному» им белому цвету с почетом и уважением. И сегодня Audi, BMW и Porsche часто представляют новинки в этом колере. Их не смущает его «пролетарский» имидж: его часто выбирают покупатели бюджетных моделей, дабы не доплачивать за «металлик». И надо сказать, что респектабельные немецкие седаны и купе смотрятся в белом весьма стильно.
А вот Mercedes стоит особняком. Его спортивная слава связана с «Серебряными стрелами», история появления которых связана с легендой. Как водится, неизвестно, насколько она правдива, но в красоте ей не откажешь. В 1934 году техническая комиссия соревнований на Нюрбургринге готова была дисквалифицировать команду Mercedes за то, что спортивный W25 оказался тяжелее допустимого. Всего на один килограмм! Механики принялись ломать голову, чего бы снять «ненужного» со спортивного болида, в конструкции которого и так нет ни грамма лишнего. Пришедшее решение поражало своей простотой и очевидностью: за ночь команда сняла с автомобиля всю краску, оставив голый серебристый металл. Взвешивание прошло, как по маслу.
Невозможно представить автомобильный мир без «горячих» итальянок: ярко-красных Ferrari и желтых Lamborghini. Но эта особенность цветового маркетинга появилась позднее. В изначальной жеребьевке Италии достался желтый цвет. Но США европейскую ассоциацию достаточно быстро покинули, предпочтя свой путь развития автоспорта, после чего итальянцы смогли забрать красный колер себе. Желтый же отошел Бельгии.
Легендарный Энцо Феррари свой первый гоночный опыт получал за рулем алых Alfa Romeo. Создав свою команду и автомобильную компанию он, разумеется, сделал красный фирменным цветом. Появился легендарный оттенок Rosso Corsa, «Гоночный красный». Со временем же марка стала воплощением спортивного духа Италии.
А вот с фирменным желтым оттенком Lamborghini все неочевидно. Компания была образована в те времена, когда об исходном распределении цветов из мира автоспорта уже забыли. Кроме того, Феруччо Ламборгини и не собирался участвовать в гонках, сосредоточившись на создании дорожных суперкаров. С самого начала заклятым конкурентом нового бренда стала Ferrari. Желая уколоть оппонента, Ламборгини сделал логотип максимально похожим на конкурента. Изначально эмблема с быком была черно-белой, но позже стала черно-золотой. В 1965 году свет увидела первая успешная модель фирмы – желтая Miura.
Французы со своим синим цветом не столь известны, хотя его следы видны в окраске Bugatti, классических и современных, а также гоночных болидов некоторых серий. Вероятно, он получит новую жизнь в связи со скорым возрождением марки Alpine.