Правда, уже после вступления закона о трейд-ин в силу в июле-августе продажи бэушных машин в Украине упали почти на четверть. "Повлияло предвкушение закона о снижении акцизов на бэушные иномарки, — уверен Назаренко. — Рынок замер даже в тех сегментах, которые не имеют отношения к закону и не попадают под требования Евро-5". Но ситуация меняется — в первую очередь из-за того, что комиссионная торговля стала удобным способом реализации машины. "Человек раньше просто покупал машину с рук, а сейчас понимает, что он идет к официальному продавцу, который может дать гарантию, сервисную поддержку авто", — объясняет Демченко.
НЕСВОБОДНОЕ ПАДЕНИЕ
На рынке иномарок с пробегом, вопреки прогнозам депутатов, принимавших закон о снижении акцизов, оживление пока слабое. Более того, эксперты считают, что данная новация по итогам года приведет к падению импорта подержанной автотехники в страну. Во-первых, долгожданное удешевление машин связано с требованием Евро-5, ограничением "одно авто в одни руки" и запретом на перепродажу в течение двух лет. Во-вторых, снижение акциза (на 1,5—2 тыс. евро для одной машины), по словам тех, кто уже попробовал пригнать "льготное" авто, нивелируется затратами на проезд и проживание за рубежом. В-третьих, депутаты таки не отменили НДС и единую пошлину на ввоз новых и подержанных авто (всего 1650 евро). В-четвертых, вторичный рынок Европы быстро отреагировал на спрос со стороны украинцев: цены на авто моложе 2010 года за месяц поднялись примерно на 300—500 евро.
В середине августа таможенники обнародовали статистику о том, что за две недели действия закона украинцы ввезли больше полутысячи б/у иномарок. Но это провал. "В прошлом году было завезено 56 тыс. подержанных авто, или по 4—5 тыс. авто в месяц, — вспоминает Назаренко. — По нынешней динамике мы выходим 1,5 тыс. машин в месяц, или 15—18 тыс. в год". Эксперт подчеркивает, что в практическом применении льготных акцизов нет выгоды. Наиболее подходящие для нашего кошелька авто из России завозить, по понятным причинам, запрещено. Таможня требует сертификат происхождения машины, так что даже нелегально из РФ к нам могут заехать единичные бэушки. Что касается, например, немецких машин, то они стоят недешево. Уплатив пошлину и НДС, человек понимает, что такую же машину он мог взять в Украине за те же деньги, а то и дешевле. Это подтверждают расчеты экспертов компании Auto-Consulting, которые сравнили цену у нас и при условии "пригона" из Европы после уплаты всех налогов и сборов. Например, VW Polo будет стоить от 6000 евро у нас и от 6088 евро, если гнать его из-за границы. Toyota Camry у нас можно купить за 13 тыс. евро, тогда как пригнанная обойдется в 19,3 тыс. евро.