Европейский стандарт EN 589-2008 в разделе термины трактует автомобильный сжиженный газ как такой, который содержит незначительное количество непредельных углеводородов (пропилена, бутенов и пентанов (пентенов). В Украине действует ГОСТ 27578-87, который устанавливает допустимую норму непредельных углеводородов не более 6 %. В образце, отобранном на нелегальной АГЗС, таковых оказалось намного больше норматива свыше 10 процентов! Исходя их этих данных, данное топливо нельзя отнести к автомобильному.
Кроме того, в газе из «бочки» также оказалось мало пропана - 36 процентов при норме не ниже 50±10 %. Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что в резервуарах данных заправок находится газ СПБТ, поскольку содержание непредельных углеводородов в нем (ДСТУ 4047-2001) не нормируется. Для автомобиля это не смертельно, но как минимум расход такого газа будет намного больше, чем у обычного ПБА. Есть и другие нюансы. Например, по требованиям к СПБТ допускается жидкий остаток до 1,6 %, а для ПБА наличие остатка не допускается. Кроме того допустимое предельное содержание серы в ПБА ниже чем СПБТ (а по требованиям EN 589 не более 50 мг/кг). Аналогично и с меркаптановой серой.
Наличие жидкого остатка в СПБТ при его использовании в автомобилях ведет к накоплению остатка в баках, засорению фильтров, неисправностям топливной аппаратуры. Наличие непредельных ведет к увеличении вредных веществ в продуктах сгорания. Повышенное содержание серы приводит к сокращению срока службы каталитических нейтрализаторов и загрязнению окружающей среды оксидами серы. Наличие меркаптановой серы приводит к повышенной коррозии деталей топливной аппаратуры.
У остальных участников исследования все образцы показали позитивные результаты, и все они доказывают, что отобранное топливо является автомобильным газом марки ПБА. Близкое к идеальному соотношение компонентов для межсезонья (пробы отбирались в октябре), показал образец, приобретённый в сети АЗС ОККО - 49 пропана и 48 бутана. Такое соотношение позволяет обеспечить наиболее равномерное сгорание смеси, а значит, и обеспечит экономичность езды. На втором месте - автомобильный газ сети АЗС КЛО, с соотношением 51:45. Кстати, образцы КЛО и сети Luxwen оказались самыми «чистыми», пропилена в них оказалось соответственно 0,10 и 0,04 процента.
И еще один немаловажный параметр - плотность газа. Чем она больше, тем больше при прочих равных пробег на одной заправке. В этом параметре самые высокие показатели продемонстрировали образцы сетей ОККО и КЛО.
Какие результаты тестов?
Исследование показало, что несмотря на дешёвую цену, заправляться на «бочках» невыгодно - будет больше расход и есть риск повреждения деталей авто. И нужно помнить, что доказать что-либо в случае неприятностей на таких заправках будет невозможно. Да и безопасность там весьма условна.
У больших «белых» сетей ситуация намного лучше. Они заинтересованы не в одноразовой сиюминутной выгоде, а в сохранении постоянных клиентов, поэтому рисковать качеством товара не склонны. И у них, по крайней мере, можно посмотреть документацию на сжиженный газ, чтобы лишний раз проверить, что ты заливаешь в баллон.