Цены на подобные лоты очень заманчивы. Подчас стоимость на 30-50%, а то и вдвое ниже цены аналогичных автомобилей, которые не отягощены кредитной ношей (см.таблицу). И хотя процедура приобретения залогового или конфискованного авто достаточно непроста и сопряжена с бумажной волокитой, подобная сделка имеет смысл. Главное, пристально изучить объект покупки и проанализировать возможные последствия.
Сравнение цен на конфискованные авто и автомобили, продаваемые на вторичном рынке
Кнутом или пряником
Если авто в залоге, то его продажа возможна только с благословения кредитора. То есть, банка. При этом согласие заемщика, который взял этот автомобиль в кредит, необязательно. Сделка с транспортным средством проходит по двум схемам. Первая – добровольная реализация, когда заемщик понимает, что кредит погасить он не в силах, поэтому единственный вариант – продать автомобиль и за счет вырученных от сделки денег вернуть банку долг. «Существует также принудительная процедура реализации залогового авто, которая осуществляется посредством отчуждения через государственного исполнителя и проведения публичных торгов», - рассказывает юрист юридическо-консалтинговой Компании «Де-юре» Иван Топор.
Своими силами
В добровольном порядке продавать автомобиль может и сам заемщик посредством газет и досок объявлений (AUTO.RIA, RSTCars и т.д.), либо банком через различные комиссионные площадки. Списки и стоимость реализуемых авто можно найти и на сайтах банков. Причем, стоит отметить, что цена авто при такой схеме реализации нередко находится на уровне вторичного рынка, а если и ниже – то всего лишь на 5-10%. Это связано с тем, что заемщик, как правило, пытается выставить цену, которая покроет не только кредит, но и позволит слегка подзаработать. Плюс ко всему, в стоимость авто входит заработок комиссионной площадки, которая занимается продажей транспортного средства. Поэтому выгода в данном случае – минимальна. Но зато гораздо ниже риски (о них – ниже) и значительно выше простота сделки, а также ее юридическая чистота.
В приказном порядке
Принудительная продажа – более сложный процесс. Арестованные (конфискованные) авто продаются на публичных аукционах. Один из самых популярных ресурсов – это СЕТАМ. Впрочем, есть и альтернативные торговые площадки. Например, Биржа банковского залога, Универсальная товарно-сырьевая биржа и т.д. Поскольку автомобиль реализуется по решению суда, то и цена в данном случае гораздо ниже, чем при добровольной продаже. Ведь главная задача банка – продать и не попасть в «минус». Правда, в ходе аукциона стоимость авто может возрасти. Но это происходит нечасто: залоговые (особенно конфискованные) автомобили не пользуются бешеным спросом. Поэтому вероятность обзавестись четырехколесным другом чуть ли не вполовину дешевле, чем на вторичном рынке, очень высока. И это главное преимущество.
Изучить и проверить
При покупке авто с согласия заемщика и банка - риски минимальны. Главное, чтобы кредитор дал добро. После сделки деньги, уплаченные покупателем, идут на погашение кредита, а транспортное средство освобождается от залога. С юридической точки зрения проблем быть не должно, так как проверка, не угнан ли автомобиль, не участвовал ли он в ДТП, не перепродавался ли, прежде всего, в интересах банка. В то же время, покупателю следует проконтролировать техническое состояние авто, наличие всех компонентов и комплектующих. Кроме того, не лишним будет поинтересоваться наличием штрафов. Очень неприятно, если уже после сделки выяснится, что прежний владелец оставил после себя гору неоплаченных протоколов.
Что касается покупки конфискованного автомобиля, то главное условие – победить в аукционе. «Организатор торгов составляет акт, который утверждается судом (если взыскание было обращено по решению суда), либо нотариусом который совершил исполнительную запись. На основании утвержденного акта нотариус выдает победителю торгов свидетельство о приобретении имущества на аукционе», - подчеркивает Иван Топор. После этого покупатель вправе регистрировать авто на себя. Главная угроза при такой схеме в том, что через суд заемщик может вернуть автомобиль обратно.
Причин оспорить сделку найдется масса. От незаконной конфискации, до заниженной, по мнению прежнего владельца стоимости, по которой авто было продано на аукционе. Вдобавок арестованные автомобили нередко находятся в неприглядном техническом состоянии, с косметическими повреждениями и без штатного оборудования. Поэтому, чтобы покупка не стала «котом в мешке», до аукциона стоит осмотреть автомобиль лично, а перед участием в торгах - проконсультироваться с опытным юристом.
Павел Харламов