Подавляющее большинство водителей не имеет привычки заглядывать в паспорт качества топлива на АЗС, где заправляется. И зря. Потому что нередко это может уберечь от больших неприятностей. Если на заправке нет паспорта качества на топливо, или вам не хотят его показать, или это документ неизвестно какой давности, или производителем топлива в нем указано никому неизвестное ООО или ЧП - лучше такое место обходить десятой дорогой.
Почему стоит обращать внимание на поставщика? Топливо в Украину поставляется примерно из 10 стран, а также производится в самой Украине. У каждого НПЗ различные технологические циклы, поэтому по определенным химическим параметрам бензин разных производителей может отличаться, главное - чтобы они не выходили за рамки действующих стандартов. К ним еще вернемся. Завод с серьезными мощностями и с историей, как, например, Мозырский НПЗ или польско-литовский концерн Orlen, которые давно зарекомендовали себя, одна из гарантий того, что в ваш бак не попадет некачественное топливо. Вышеупомянутые НПЗ значительные объемы изготовленных нефтепродуктов продают на рынки ЕС. В Украине их топливо можно найти в сети ОККО.
Возвращаемся к паспорту качества, который должен быть в свободном доступе в уголке покупателя. Не нашли - не стесняйтесь спросить о документе у оператора АЗС. Вся необходимая информация в паспорте помещается на листе А4, поэтому много времени для чтения у вас не отнимет. И никакой высшей математики там нет. Мы выбрали несколько самых важных показателей для бензина и дизельного топлива, на которые прежде всего стоит обращать внимание. И тогда со «здоровьем» вашего авто все будет в порядке.
Показатель | Норма | На что влияет |
Октановое число* | Не меньше 95 – для А-95, не меньше 92 – для А-92 | Характеризует устойчивость топлива к детонации, а значит к преждевременному сгоранию. Заниженное октановое число является причиной перерасхода топлива, уменьшения мощности двигателя и его ускоренного износа. |
Сера | Не больше 10 мг/кг | Избыток серы приводит к образованию нагара, загрязнению форсунок и уничтожению катализаторов. Кроме того, выбросы авто становятся грязнее, вредят экологии и здоровью. Норма серы - это однозначный маркер заводского топлива. |
Кислородсодержащие соединения
| Не больше 10% | Чем больше в бензине кислородсодержащих компонентов, тем хуже его теплотворность. А это приводит к ухудшению динамики авто и на 10-20% увеличивает расход топлива. |
Бензол | Не больше 1% | Бензол токсичен, его пары содержат канцерогены, поэтому в топливе его должно содержаться как можно меньше. К тому же, он пагубно влияет на моторесурс двигателя и разъедает топливную систему. |
Ароматические углеводороды | Не больше 35% | Превышение доли этих веществ в составе бензина приводит к повышенному нагарообразованию в цилиндрах и увеличению токсичности выхлопа. |
*По исследовательскому методу
Показатель | Норма | На что влияет |
Цетановое число | Не меньше 51
| Характеризует скорость возгорания топлива в двигателе. Если будет ниже нормы, двигатель износится гораздо быстрее, а расход горючего и количество выхлопных газов будут значительно больше. |
Сера | Не больше 10 мг/кг | Избыток серы приводит к образованию нагара, загрязнению форсунок и уничтожению катализаторов. Кроме того, выбросы авто становятся грязнее, вредят экологии и здоровью. |
Вода | Не больше 200 мг/кг | В топливном баке вода не смешивается с ДТ, а отслаивается и опускается на дно. Таким образом, может образоваться водяная пробка, которая препятствует попаданию топлива в топливную систему. При минусовых температурах такая пробка еще и замерзает. Поэтому вода в ДТ всегда должна быть на минимуме. |
Температура вспышки в закрытом тигле | Не ниже 55оС | Характеризует воспламеняемость топлива, а значит и его безопасность. Чем выше эта температура, тем ниже вероятность возгорания или взрыва дизельного топлива, скажем, в результате ДТП или в иных чрезвычайных ситуациях. |
Температура фильтруемости | До -5оС – для летних сортов До -20оС и ниже – для зимних и арктических сортов | На этот показатель особенно важно обращать внимание зимой. Если в морозы заправить ДТ с высокой температурой фильтруемости, оно парафинизуется и выведет из строя топливную систему. |