Не взирая на то, что Законопроект №2724, предусматривающий новый порядок формирования Дорожного фонда для финансирования поддержания автомобильных дорог Украины в порядке, государственные институты так и не был принят, тем ни менее в министерстве все же продолжают работать над поиском потенциальных источников средств для этих целей.
Главным источником пополнения такого фонда, по мнению министров являются крупные грузоперевозки и перевозчики. По данным СМИ, в Министерстве инфраструктуры по прежнему ведется обсуждение всех главных вопросов Законопроекта, который таки обяжет вносить плату за проезд транспортных средств для компенсации ущерба, который наносит автомобильным дорогам тяжелая техника.
Речь, в первую очередь, идет о грузовиках и автопоездах массой 12-40 тонн. Проблема все еще существующей сети автомобильных дорог Украины, по мнению Минифраструктуры, заключается в несоответствии их характеристик (в частности, прочности дорожного полотна) современным техническим требованиям и нагрузкам. Тяжелые грузовики и автопоезда медленно, но верно уничтожают остатки постсоветской дорожной инфраструктуры, а средств, поступающих от акцизного сбора и ввозной пошлины с нефтепродуктов, для восстановления дорог не хватает.
В августе 2015-го Мининфраструктуры обнародовало проект распоряжения о весовых ограничениях для автодорог различной категории в соответствие с их несущей способностью. В частности, для дорог государственного значения (1-3 категорий) ограничение составило 40 тонн (11 тонн на ось), для дорог местного значения (4-5 категорий) - 24 тонны (7 тонн на ось). Проект же нового закона подразумевает создание управляющей государственной компании, которая будет осуществлять контроль за соблюдением приведенных ограничений. А средства, которые будут поступать от платного проезда грузовиков весом более 12 тонн и штрафов за превышение вышеупомянутых ограничений, будут направляться на ремонт дорожно-транспортной сети и инфраструктуры. Размер штрафов за нарушение «грузовых» ограничений — предмет отдельного разговора.
Действующее законодательство в этом плане довольно лояльно и предполагает штраф за нарушение правил проезда большегрузного транспорта в размере 30-40 необлагаемых минимумов доходов граждан (510-680 грн). Однако, по мнению руководства Мининфраструктуры, размеры штрафов должны соответствовать масштабам причиняемого дорогам ущерба. В числовом выражении это соответствует суммам от 500 до 5000 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 8,5 до 85 тыс. грн).
Осенью 2015 года транспортное ведомство объявило о готовности «Укрзализныци» и администрации грузовых портов профинансировать закупку новых весовых комплексов для контроля за соблюдением весовых норм автотранспортными средствами. Впрочем, заинтересованность госмонополий в новых законодательных актах была очевидна и раньше: в нынешних условиях автомобильные грузовые перевозки выгоднее железнодорожных, да и для возрождения полностью разрушенной индустрии речных перевозок тоже требуются серьезные стимулы. Справедливости ради следует отметить, что в странах Евросоюза (а Украине, помимо прочего, придется привести транспортное законодательство в соответствие нормативам ЕС) давно действует Директива 99/62/ЕС от 17 июня 1999 года «О взымании платы с грузовых ТС за использование определенных инфраструктур». И в «молодых» странах Содружества (например, Польше) новые требования сказались на состоянии дорог и инфраструктуры наилучшим образом.