В настоящее время самый распространенный в Украине вид переоборудования транспорта – из грузового автомобиля в пассажирский - фактически стал недоступен. То есть, никто не запрещал производить такую операцию напрямую, но все упирается в акцизный сбор. Если пригнать, например, грузовой Renault Kangoo из-за границы или купить подобный автомобиль в Украине, то обшить салон, врезать окна и установить заднее сидение технически возможно. Но, далее, при замене техпаспорта (а это придется сделать для изменения типа ТС), потребуется оплатить акцизный сбор уже для новой категории ТС – легкового авто. Для нашего микро-грузовика полным весом до 5 тонн и возрастом до 5 лет, акциз (при объеме двигателя 1.5 л) составляет всего 29 евро, а при переходе в категорию легковушек акциз увеличится аж до 2000 евро! Если машина старше или объем двигателя больше – соответственно, акциз будет ощутимо выше. Он-то и является основным сдерживающим фактором.
Есть и другой вариант, не всех устраивающий в силу ряда причин (ограниченный пробег на одном заряде и опасения за «здоровье» тяговой батареи). Переоборудовать из грузовика в легковушку, минуя доплату акциза, можно электрические автомобили типа Renault Kangoo ZE или Nissan eNV200. Также, если законопроект №3251 (о временном снижении акцизного сбора) все же станет законом, переоборудование может получить «второе дыхание» до конца 2018 года, пока не вернутся «старые» ставки акциза. К переоборудованию относится не только изменение типа ТС, но и, например, установка газобаллонного оборудования (ГБО). Изменился тип топлива – следует менять техпаспорт в СЦ МВД. Обязательно. Точка.
Почему «переоборудование может получить» это самое второе дыхание? Понятно, что в первую очередь все зависит от судьбы законопроекта №3251. Но, даже если он станет законом – появляется следующее «но». Оно заключается в другом законопроекте — кабминовском №4683, с названием «Проект Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере автомобильного транспорта с целью приведения их в соответствие с актами Европейского Союза». Ранее мы уже описывали отдельные части этого документа, касающиеся введения обязательного техосмотра, новых документов для водителей, штрафов для перевозчиков и новых принципов использования шин по сезону. Теперь пришла очередь разобраться, как новые статьи из законопроекта, если он пройдет все необходимые процедуры и станет законом, повлияют на возможность переоборудовать автотранспортные средства.
Согласно текущей редакции Закона Украины «О дорожном движении», переоборудование должно соответствовать «правилам, нормативам и стандартам Украины». Его разрешено производить после согласования такой операции с производителем ТС или с уполномоченным Кабмином органом. В новой же редакции статьи 32 Закона слово «или» исключено, а в такой трактовке каждое переоборудование следует производить после согласования и с производителем ТС, и с уполномоченным органом. Перечень операций по переоборудованию также расширен - в него отдельно включена установка ГБО.
Итак: если з/п 4683 станет Законом, для легальной установки ГБО, например, в Ауди, сначала придется написать обоснованный запрос в центральный офис марки в Ингольштадт, получить оттуда официальный (и положительный) ответ, произвести перевод документа с немецкого на украинский, и далее обращаться в «уполномоченный Кабмином орган», который, в свою очередь, должен принять этот документ. А представьте, как весело будет с получением такого разрешения от японских или китайских производителей...
Очевидно, что находящийся за границей автомобильный завод может либо просто не ответить на запрос, или ответ может быть отрицательным. А еще производитель может потребовать сертификаты от СТО на оборудование и материалы, или назначить отдельную экспертизу по вопросу, которая, очевидно, будет платной. Если же завод расположен в Украине – «достучаться» до него будет проще, но вот будут ли наши автофабрики давать «добро» на установку того же ГБО, в то время, как они сами предлагают новые автомобили с уже установленным «автогазом» - это большой вопрос. Давать разрешение сторонним организациям заработать на том, на чем можно «погреть руки» самому, противоречит логике ведения бизнеса. Особенно — украинского.
Как результат – предсказуемые трудности с получением ответа производителя, формой документа и его переводом, что заставляет сомневаться в работоспособности предлагаемого механизма. А местные автопроизводители, скорее, всех нуждающихся будут перенаправлять на авторизованные СТО или прямо на завод. Так что переоборудование как таковое, вместе с инсталляцией ГБО, может уйти в небытие или стать крайне долгой и дорогой затеей.
Напомним, что документ №4683 в настоящее время имеет статус «зарегестрирован в ВР» и находится на обработке в профильных комитетах, сообщает портал Пресса Украины.