Сегодня начнется очередная, уже 11-ая по счету встреча профсоюзных лидеров и руководства братиславского завода немецкого автомобильного концерна Volkswagen. Главной темой переговоров, как и ранее, будет вопрос повышения заработной платы более чем 12 тысячам работников предприятия. Десять предыдущих переговорных туров к достижению компромисса не привели.
Еще на прошлой неделе словацкое подразделение VW заявило, что профсоюз требует повышения зарплаты на 16 процентов. Немецкий концерн является самым крупным работодателем в республике, поэтому за спором профсоюзов с руководством филиала напряженно следит вся Словакия.
Недавно стало известно, что руководство предприятия согласилось повысить заработную плату примерно на 8 процентов и к этому добавить одноразовый бонус в размере 320 евро. Однако профсюзные лидеры намерены добиться повышения заработной платы сразу на 16 процентов, на что представители Volkswagenа пойти не готовы. Нужно отметить, что средняя заработная плата на братиславском предприятии немецкого концерна уже на протяжении длительного времени является самой высокой среди всех трех автомобилестроительных заводов, присутствующих в республике.
В прошлом году ее уровень превысил планку в 1800 евро брутто. «Мы считаем свои требования о повышении заработной платы оправданными и получили полное доверие членов всего коллектива» - говорит председатель недавно созданного Современного профсоюзного комитета предприятия Зорослав Смолинский. Он отмечает, что в том случае, если сегодняшний тур переговоров не приведет к удовлетворению требований работников, то профсоюзы перейдут к, так называемой, острой забастовке, которая, по словам Смолинского, находится в «интенсивной стадии подготовки».
Он отмечает, что работники предприятия давно устали от десяти туров безрезультатных переговоров с работодателем и потому у них сложилось мнение, что без силового воздействия на руководство завода их требования выполнены не будут. Руководство братиславского Volkswagenа по традиции подробности переговоров с профсоюзными лидерами не предает гласности. Пресс - секретарь директората предприятия Луция Коварович - Макаева отмечает, что работодатель не раз декларировал свою готовность найти компромисс, приемлемый для обоих сторон. Аналитик консалтинговой компании Finlord Борис Томчиак убежден в том, что многочасовая забастовка финансовое положение такого успешного предприятия, как братиславский филиал Volkswagenа, «не подломит». На складах завода имеется достоточно продукции, которая способна удовлетворить все поступающие заказы. Но в том случае, если острая забастовка продлится в течение нескольких недель, это может негативно сказаться на финансах предприятия.
В прошлом 2016 году оборот братиславского предприятия достиг рекордного уровня -7,6 миллиарда евро, что и послужило главным основанием для работников предъявить своему руководству новые требования о повышении зарплат. В последний раз коллектив Volkswagenа находился в стадии подготовки острой, то есть бессрочной забастовки, в 2014 году, но никогда еще в истории предприятия до реализации ее на практике дело не доходило. Нужно отметить, что сложные переговоры со своими работниками в масштабе всего немецкого концерна сейчас ведет и его головное руководство. По сообщению агентства Reuters концерн договорился с профосюзами относительно добровольного ухода на пенсию 10 тысяч работников. Это касается тех из них, кто родился между 1955 и 1960 годами. Однако до сих пор нет ясности в том, филиалов концерна в каких странах это коснется. В Братиславе надеятся , что такая «беда» их обойдет стороной.