Сразу всё видно своими глазами и понимаешь, что все эти страшилки про Северную Корею — банальная ложь. Всё по-людски и для людей — ни пробок, ни забитых автомобилями дворов, ни заставленных улиц, так, что невозможно припарковаться.
На редких фотографиях из Северной Кореи часто встречаются многочисленные такси Volvo изумрудно-зелёного цвета. Как оказалось, шведский автопроизводитель поставил партию из тысячи седанов модели Volvo 144GL почти 40 лет назад, в 1974 году, но денег за технику до настоящего времени так и не получил. А машины с тех пор продолжают успешно работать.
B некотором царстве, в некотором государстве... Нет, не так! В одной далекой-далекой галактике... Нет, не так! Короче, давайте сразу к делу. В прессе периодически возникают очень серьезные обсуждения темы Северной Кореи — то они чуть ли не войну собирались объявлять США, то скандал с фильмом «Интервью» и хакерская атака на Sony, то шуму добавит эпатажный баскетболист Dennis Rodman, который периодически навещает Корею, то их Ким кого-то казнит и т.д.
И вот чтобы продемонстрировать, что с корейцами нужно держать ухо востро, один американский журналист раскопал историю о том как Северная Корея задолжала Volvo Cars 300 млн евро.
Итак значит, продукция шведов работает в такси столицы КНДР. Этот невероятный эксперимент над машинами Volvo показал высочайшее качество шведской продукции в условиях интенсивной эксплуатации, так как они работают в условиях сурового климата и плохих дорог. И все это без какого-то бы ни было фирменного сервиса, и даже без нормального обеспечения запчастями.
Сейчас уже трудно выяснить, рассчитывали ли корейцы вообще расплачиваться за поставленные машины. Но накопившийся долг шведскому концерну сегодня составляет более 300 миллионов евро! Конечно, это учётом многолетних штрафных процентов.
Как пишет Newsweek, в 1974 году состоялась передача партии из тысячи седанов Volvo 144GL корейской стороне, за которые покупатель не рассчитался до сих пор. Автомобили ездят по северокорейским улицам, что можно видеть на свежих фотографиях туристов, которым посчастливилось побывать в этой стране. «Это может быть неожиданным свидетельством прочности шведской техники», — отмечает издание.
Шансы вернуть деньги компанией Volvo расцениваются как нулевые. Поэтому единственный способ получить хоть какие-нибудь дивиденды — использовать фотографии из Кореи для рекламы: вот уже сорок лет шведские седаны ездят по дорогам без фирменного сервиса и запчастей.
На седанах красуется шильдик «DE LUXE», корейцы решили, что если уж брать, то лучшее (фото туриста)
Начало 70-х было не таким уж плохим для Корейской Народной Демократической Республики. Экономика развивалась далеко не фантастическими темпами, но основные показатели выглядели достойно по сравнению с южной частью полуострова. А в 60-х Северная Корея имела ВВП даже больше чем Южная Корея.
В 70-е в Европе были сильны позиции левых, которые решили организовать инвестиции в «страну Утопии». Поэтому, в начале 70-х годов, Стокгольм и Пхеньян начали налаживать экономические связи. Одной из таких экономических сделок как раз и была поставка Volvo, которую организовывали шведские дипломаты в Корее. Volvo была одной из первых европейских компаний, которые появились на северокорейском рынке: за счет этого ей удалось оперативно получить заказ на тысячу машин. Более того, следуя в фарватере налаживания бизнеса на корейском полуострове Швеция стала первой (!) западной страной признавшей корейское социалистическое государство и установившая с ним дипломатические отношения. В 1975 году в Пхеньяне было официально открыто шведское посольство.
Однако позже стало понятно, что платить заказчик не будет. Сначала Северная Корея попросила о моратории на выплату долга. В 1976 году шведская газета Dagens Nyheter писала о том, что Северная Корея планировала погасить свои внешние долги поставками меди и цинка, однако цены на это сырье резко упали, так что расчеты корейских экономистов оказались «слишком оптимистичными». А затем случился дипломатический скандал. Северокорейские дипломаты оказались вовлечены в контрабандные операции со шведской стороной, посольские работники были замешаны в торговле наркотиками. Группа занимающаяся контрабандой была разоблачена и Швеция потребовала наказания для всех вовлеченных в эти операции, на что Корея ответила отказом ссылаясь на дипломатический иммунитет. Как выяснилось чуть позже, контрабанда осуществлялась по прямому указанию северокорейского руководства, тем не менее, Северная Корея использовала этот инцидент как повод для отказа от платежа.