Автомобиль – это совокупность механических и электронных деталей, которые работают слаженно до тех пор, пока одно из звений алгоритма не разорвется. И в таком случае начинается эффект домино, система сама себя начинает разрушать. Конечно, нечего не бывает вечно, но продлить жизнь узлам и деталям возможно, если правильно обслуживать, уделяя внимание автомобилю. Замена масла в коробке и во всех компонентах трансмиссии также попадает под обслуживание.
Следующим звеном в автомобилестроении, после двигателя, суждено было стать трансмиссии. Колесо уже придумали давно, а вот как соединить мотор и колесо, перед инженерами встала задача.
Так появилась трансмиссия. Изначально это были 2 шкива и ремень, теперь это сложный механизм, состоящий из сотен деталей, благодаря которым крутящий момент (вращение двигателя) передается колесу. Появилась возможность изменять передаточное число, в зависимости от условий, например, подъем на гору или движение по равнине, а в дальнейшем и вовсе уйти от ручного выбора передач, используя автоматическую КПП.
Сейчас трансмиссия состоит из коробки передач, редуктора, приводов, кардана (в зависимости от конструкции). У полно приводных автомобилей есть раздатка, вискомуфты и т.д. Плюс ко всему, современная трансмиссия управляется датчиками и электроникой. Но все это базируется на механизме выбора передач, которая функционирует за счет наличия масла в системе. Автоматическая КПП и вовсе перестает работать без масла, так как весь принцип ее работы построен на этой жидкости.
Таким образом, мы понимаем всю важность трансмиссионного масла, его наличие и своевременной замены. Масло в трансмиссии также окисляется контактируя с воздухом, загрязняется металлической стружкой и теряет свои свойства. Да, там нет контакта с агрессивными окислителями от которых страдает моторное масло, поэтому и интервал замены больше, но менять все равно приходится.
Чтобы правильно выбрать масло, а сама замена трансмиссионного масла прошла успешно, достаточно обратится в автосервис, который имеет успешный опыт в обслуживании автомобиля, имеет позитивные отзывы об обслуживании машин в целом. Или вы можете заглянуть самостоятельно в требования производителя, открыв книжку по эксплуатации, чтобы приобрести масло самостоятельно.
Залить трансмиссионное масло наугад – чревато последствиями, так как оно по-разному влияет на различные металлы, из которых состоит КПП (одни окисляются под воздействием определенных присадок, вторые нет). В коробку передач вообще идет отдельное масло, которое именуется как ATF, оно содержит собственный набор присадок для «автомата» и способно выдерживать гораздо выше температуры, так как автоматическая КПП имеет свойство сильно нагреваться в процессе работы.
Функции трансмиссионного масла заключаются не только в том, чтобы уменьшить трение между плоскостями деталей. Сейчас это еще и антиокислитель, который не дает формироваться налету на поверхности деталей, также оно отводит тепло от рабочей части КПП, охлаждая ее, выводит отработанную металлическую пыль при замене.
Металлическая стружка или пыль появляется в системе с трущимися частями – в любом случае, и выводить ее необходимо. Она не столь опасна для составляющих КПП, но ее повышенное количество превращается в абразив, который быстрее изнашивает детали коробки.
Когда менять масло?
Благодаря тому, что датчики пробега устанавливаются непосредственно в КПП, одометр четко показывает реальный пробег всего автомобиля, начиная с трансмиссии, тогда как не может этого сделать для двигателя (одометр не считает пробег, пока двигатель работает на холостых). Благодаря этому вы можете рассчитывать интервал замены масла исходя из цифр на одометре (общем показателе пробега).
Максимальный пробег трансмиссионного масла вам порекомендует завод, вы же сами решаете, когда его менять. Для «автомата» и механической коробки передач – это может происходить на пробеге от 60 до 80 тысяч километров, естественно для КПП – чем меньше будут интервал между заменой, тем лучше. Но бюджет играет свою роль в обслуживании авто, поэтому решайте сами, когда обслужить КПП исходя из общих цифр и рекомендаций.
После замены масла, водители часто замечают улучшение поведения КПП при переключении. Выбор передач на «механике» становится более четким (особенно заметно зимой, когда масло в КПП застывает), а коробка «автомат» адекватно реагирует на скорость и нагрузку.
Также необходимо периодически на ТО проверять КПП на утечку. Сальники изнашиваются и начинают пропускать масло. Следует проверять и наличие необходимого уровня масла в коробке. Делайте это при каждой замене масла в двигателе на ТО, это не займет много времени, за то убережет Вас от внезапной поломки трансмиссии.
Также нужно следить за уровнем масла и в редукторе (главной паре), он имеет свойство изнашиваться и греться. Эту процедуру можно делать вместе с заменой масла в КПП.
Трансмиссия – это второй узел, после двигателя по сложности и количеству деталей в автомобиле. Ее ремонт обойдется владельцу в копеечку, а мастеров с необходимым инструментом не так и много. Поэтому своевременное обслуживание и гарантия качества жидкостей уберегут Ваш бюджет.