Например, последний скандал разразился вокруг ритейлера WOG, которого уличили в продаже контрафакта. И хотя официально сеть WOG дала опровержение, автолюбители действительно жалуются на падение качества горючего, особенно дизтоплива и газа. В Государственной фискальной службе, правда, официально причастность WOG к данному скандалу не подтвердили, но и не опровергли. При этом налоговики сообщили о схеме нелегального распространения контрафактного топлива на нефтебазах Полтавской, Ривненской и других областей.
Хотя WOG – далеко не единственный поставщик, на которого жалуются потребители. Много нареканий звучит в адрес сети «КЛО», «БРСМ-Нафта», «Авиас» и ANP.
Вообще, эксперты приводят неутешительные цифры. «В 2015 году ситуация только усугубилась. Если в 2014 году доля контрафакта составляла около 20% рынка автомобильного бензина, то в 2015-ом очевидно достигнет 25%», - говорит Сергей Куюн, директор «Консалтинговой группы А-95».
Главная причина, почему трейдеры решаются на торговлю контрафактом – удорожание топлива (его компонентов, рост себестоимости), а также растущая налоговая нагрузка. Это автоматически увеличивает заработок тех, кто кустарным образом производит нефтепродукты, ведь налоги с них никто не платит. «На сегодня при цене бензина в среднем 20 грн/л налоги составляют около 45% или 9 грн/л. При этом еще 2-3 грн/л – это заработок АЗС. Иными словами, рентабельность торговли «левым» бензином превышает 50% – очень солидный уровень, даже в стабильные времена, не говоря уже о кризисе», - приводит пример Сергей Куюн.
Еще одна причина беспрепятственного распространения некачественного топлива – отсутствие нормального контроля. Из-за высокой коррупционной составляющей в работе контролирующих структур, проверки и сертификацию можно достаточно легко обойти. Чем, собственно, и пользуются нефтетрейдеры. Плюс ко всему, топливная отрасль имеет достаточно сильную официальную и неофициальную поддержку в провластных структурах, что обеспечивает защиту продавцам некачественного бензина и солярки.
Понятно, что обычному потребителю в этой ситуации необходимо понять, как избежать контрафакта и не «убить» свой автомобиль.
Попытаемся дать несколько советов:
1. Заправляться только в проверенных местах. Более того, даже в крупных сетях, где топливо должно иметь единый стандарт, встречаются поддельные партии. Особенно в регионах и на заправочных станциях, которые работают по франшизе (проще говоря, пользуются брендом конкретной сети). Поэтому лучше выбрать конкретную АЗС и при возможности заправляться только там;
2. Требовать от ритейлера сопроводительную документацию. «Представители АЗС обязаны предоставить сертификаты качества на топливо, это полное право покупателя получить их на руки», - уверяет Дмитрий Марунич, сопредседатель Фонда энергетических стратегий. Если же звучит отказ – это уже повод развернуться и найти другую заправку.
3. Обращать внимание на цену топлива. Невзирая на его дороговизну, есть законы ценообразования (в том числе, налоги, о которых уже было сказано). Именно по этой причине на крупнейших АЗС стоимость топлива приблизительно на одном уровне. А если встречается заманчивое предложение по цене, значительно ниже среднерыночной, это повод задуматься, что же плещется в хранилище такой заправочной станции?
4. Никто не расскажет лучше автовладельцу о качестве топлива, чем его автомобиль, который очень чутко реагирует на смену горючего. И если его консистенция будет не такой, как нужно двигателю, он начнет вести себя странно: издавать незнакомые доселе звуки, задыхаться, баловаться с оборотами и т.д. Так что, если льем в бак что-то безвестное – сразу же прислушиваемся к мотору.
5. Логично, что уважающая себя АЗС будет вкладывать деньги не только в поставки топлива, но и в сервис: начиная с мини-маркета и заканчивая чистыми туалетами. Кроме того, никогда на нормальной заправке не будет недолива, или хамского отношения персонала. Все это, казалось бы, мелочи, но и они многое скажут о том, какого качества может быть топливо при таком отношении к клиенту.