К неожиданному выводу пришли ученые Ноттингемского университета: оказывается, подсолнечное масло может существенно помочь в деле ликвидации дорожных ям. Все дело в необычных свойствах этого кулинарного продукта, благодаря которым структура асфальта сможет восстанавливаться.
Не секрет, что дорожные ямы – это не только головная боль для водителей, но и существенные траты из муниципальных бюджетов на их ликвидацию. Обычно ямы образуются из-за перепада температур: в дневное время под воздействием солнца асфальт нагревается и расширяется, в ночью происходит полностью обратный процесс. В результате возникают микротрещины, которые из-за воздействия тяжелого транспорта увеличиваются в размерах. Потом в трещины начинает проникать вода, которая увеличивает их в размерах. А в холодном климате вода сначала замерзает, расширяясь под трещиной, а потом тает вследствие оттепели. В итоге под воздействием колес автомобиля асфальт проваливается в полость, которую образовал лед, и образуется яма.
Образование ямы на дорогах можно предотвратить, если в момент появления трещины заполнить её битумом. Он не допустит попадания воды в трещину и её разрастания. Однако у этой технологии есть свои недостатки. Во-первых, для того, чтобы битум схватился, нужно от двух до трех дней. Во-вторых, на время проведения работ дорога должна быть закрыта для автомобилей.
Между тем ремонт дорог можно существенно ускорить, если пользоваться обычным подсолнечным маслом, считают ученые из Ноттингемского университета. Как рассказал автор нового исследования доктор технических наук Альваро Гарсиа, из-за своих свойств масло делает битум более жидким и одновременно позволяет ему быстрее застывать. Кроме того, если масло будет находиться в структуре дорожного полотна, оно будет оперативно попадать в места, где начала образовываться трещина, еще до того, как она разрастется. Для этого ученый предлагает использоваться специальные микрокапсулы, которые будут раскрываться в нужный момент. Благодаря этому стандартный срок эксплуатации дорог может вырасти на треть – с 12 до 16 лет.
"Такое решение позволит дороге чинить саму себя – за считанные часы латать дыры шириной до полмиллиметра, с чем битум просто не справится, - поясняет Гарсиа. – Мы невероятно заинтересованы перспективами такой "регенерации" дорожного полотна и надеемся, что благодаря этой технологии дорожный ремонт и ямы уйдут в прошлое", - добавил он. Примечательно, что, по словам эксперта для подобных целей можно использовать и другое растительное масло, просто подсолнечное обойдется дешевле всего.
В настоящее время ученые планируют провести обкатку новой технологии в реальных условиях. Для этого на участке длиной в 4,5 метра будет применен новый асфальт, в который будет добавлено 18,5 литров подсолнечного масла. Если эксперимент окажется удачным и покрытие окажется более прочным, чем на отрезке со стандартным асфальтом, то в течение 5 лет подсолнечное масло начнут использовать при строительстве и ремонте дорог по всей Великобритании. Добавим, что это – первое подобное исследование, посвященное возможностям использования подсолнечного масла для ремонта дорог.