Суть предложения: Установить нулевую пошлину на б/у автомобили, кроме произведенных или ввезенных с территории стран-оккупантов или агрессоров.
Законопроект №4382
Состояние дел сейчас: документ зарегистрирован в ВР, находится на рассмотрении в профильных комитетах.
Прогноз принятия: сомнительный. Да и проблема решается лишь частично: размер импортной пошлины составляет лишь 10% от оценочной стоимости ТС. На автомобили из ЕС уже действуют уменьшенные ставки этой пошлины, которые в следующие несколько лет станут нулевыми. Конечно, не ЕС единым: есть еще Китай, Япония и США - очень крупные авторынки; но на самом деле не так мешает делу пошлина, как акцизный сбор.
Суть предложения: Временное (до конца 2017 года) снижение акцизного сбора на б/у автомобили.
Законопроект №3251
Состояние дел сейчас: документ поддержан в первом чтении, готовится ко второму чтению.
Прогноз принятия: негативный по целому ряду причин. Первая – рекомендация экспертной комиссии МВФ повысить существующие ставки акциза, в том числе и на автомобили. Это своего рода «рекомендация» для получения государством очередного кредита, а в последнее время подобные «рекомендации» правительством выполнялись. Вторая причина – госбюджет, который принят, и в котором прописаны все доходные статьи. Отменить посреди года акциз – значит убрать работающую статью дохода. Третья причина – существующий Налоговый кодекс: его правки вступают в силу только в начале нового налогового года. Конечно, пункт 4.1.9 НКУ можно «обойти» решением Конституционного Суда, но все равно это еще одно дополнительное препятствие. Тем не менее, так близко к существенному, хоть и временному снижению самого ощутимого компонента «растаможки» в Украине дело еще не доходило.
В сухом остатке
Несмотря на фактически негативные прогнозы по каждому из вариантов, отчаиваться пока не стоит. Давайте лучше выделим позитивные моменты: о снижении налогов на импорт автомобилей законодатели в последнее время говорят все больше и все чаще, а это, хотя бы статистически, увеличивает шансы на снижение хоть какого-то из компонентов «растаможки».
Принцип «сказал-сделал»: нельзя исключать вероятность, что кто-то из инициаторов перечисленных законопроектов все же решит, что его слово должно иметь вес и ценность, а не популистский «шелест» и цену. А еще будем надеяться, что, наконец, будет создан самый правильный законопроект, включающий в себя сильные стороны из всех предложенных документов. И что его авторы предусмотрят логичное, цельное и реально работающее снижение «растаможки». Оставаясь реалистами, верим в лучшее!